Рада в осаде: власть впервые испугалась

0

Поделиться в соц. сетях

Приказа идти в атаку на парламент афганцам никто не давал – у людей, часа три ждавших, пока к ним выйдет кто-то из властьимущих, кончилось терпение.

Почти удавшийся вчерашний штурм парламента афганцами и чернобыльцами, выступавшими против урезания им льгот, показал, что протестный потенциал в Украине все-таки есть, причем немалый. Оказалось, что выйти на улицу защищать свои личные интересы готовы куда более радикальные граждане, чем те, кто уже полтора месяца безуспешно митингует «за Юлю» под Печерским судом. И судя по испуганной реакции многих представителей власти, для них это стало настоящим сюрпризом. Первый день очередной парламентской недели 21 сентября не обещал ничего интересного. Как обычно, в зале зарегистрировалось гораздо больше нардепов, чем их было на самом деле, в повестке дня не было ни одного скандального законопроекта, а под парламентом проходил очередной митинг – ветераны-афганцы и чернобыльцы протестовали против лишения их значительной части льгот.

Постоянные посетители «здания под куполом» подобных митингов видели уже не один десяток и даже не одну сотню – и каждый раз демонстранты, накричавшись соответствующих предмету собрания речевок, расходились по домам неудовлетворенными. За исключением тех, кто за размахивание флагом получил свои честно заработанные пару сотен гривен.

Так все должно было быть и на этот раз. Парламент мерно принимал законы, повинуясь правой руке Михаила Чечетова (первый замглавы фракции Партии регионов) и не обращая внимания на мнение депутатов от оппозиции. Митингующие смирно стояли под Радой, не особо-то и бурно выражая свой протест против законопроекта №7562 «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений».

Безусловно, протестовать против того, чтобы государство гарантировало исполнение решений отечественной Фемиды, вряд ли бы кто стал. Но история принятия упомянутого нормативного акта свидетельствует, что законотворчество «команды реформаторов» вышло на качественно новый уровень. Дело в том, что непосредственные гарантии исполнения решений судов занимают лишь четверть текста законопроекта. Остальные три четверти существенно урезают льготы, которые государство предоставляет 16-ти социально уязвимым слоям населения – от участников Великой Отечественной до шахтеров.

Чтобы как-то скрыть эту манипуляцию, власть пошла на хитрый, но бессмысленный ход. Ежедневные брифинги главы фракции ПР Александра Ефремова, на которые собираются все парламентские журналисты, обычно начинаются в 12:00. В день голосования по данному законопроекту в первом чтении, 9 сентября, брифинг был почему-то перенесен на 11:50. Рассмотрение законопроекта №7562 началось в 11:43. Эти семь минут разницы во времени операторы телеканалов ожидаемо посвятили борьбе за самое выгодное место расположения камеры, а другие журналисты – посещению курилки и буфета. Брифинг Ефремова закончился в 12:23, а законопроект, представленный тихо проникшим в парламент главой Минюста Александром Лавриновичем, был успешно проголосован в 12:13.

Шила в мешке, естественно, утаить не удалось. Тем более, что стенограммы всех парламентских заседаний выкладываются в открытый доступ на сайте ВР, и властьимущим пока не удалось доказать, что это мешает «проведению конструктивных реформ».

Во втором чтении и в целом законопроект №7562 должен был голосоваться уже в эту пятницу. И не было никаких оснований предполагать, что протест под стенами парламента как-то этому помешает. Тем более, что к тотальному игнорированию в парламенте процессуальных норм законодательства все уже привыкли – чего стоит принятие госбюджета на текущий год за десять минут, при том что Регламентом ВР предусмотрено последовательное голосование за этот документ в трех чтениях, с предоставлением нардепам массы времени на внесение и обсуждение поправок к нему.

Лидеры протестующих под Радой афганцев и чернобыльцев отправились в Раду на переговоры с представителями власти. Как раз когда они вместе с Александром Ефремовым вышли на парламентский пресс-пойнт, чтобы объявить о создании некой рабочей группы, призванной «уладить противоречивые моменты» по льготам, рядовые участники митинга пошли на штурм парламента. Как выяснил корреспондент НБН, пообщавшись с ними позже, приказа идти в атаку никто не давал – просто у людей, часа три ждавших, пока к ним выйдет кто-то из властьимущих, кончилось терпение.

Охранявших оградку вокруг парламента «синефуражеченых» милиционеров афганцы смели, даже не заметив. Передовой отряд митингующих, числом человек десять, смог прорваться внутрь парламента, где его встретили равные по количеству силы «Беркута».

Отечественные спецподразделения милиции, прежде тренировавшиеся на «Юлиных бабушках» у Печерского суда, показали, что им нечего противопоставить мужикам, двадцать-тридцать лет назад гонявшим душманов по афганским горам.

Среди депутатов царила паника. Некоторые «на всякий случай» сняли депутатские значки. Многие и вовсе предпочли сбежать «из-под купола» по подземному коридору, ведущему в здание комитетов ВР на другой стороне улицы.

Из последних сил оборонявшие центральное фойе Рады «беркутовцы» пошли на крайние меры и применили против афганцев слезоточивый газ. Одновременно несколько сотен бойцов «Беркута» и «Барса» отсекли от входа в парламент прибывавшее на помощь прорвавшимся афганцам подкрепление.

Ситуация стабилизировалась, если это слово можно применить к возникшей ситуации: «беркутовцы» и «барсики» строем глубиной в несколько шеренг заблокировали входы в парламент. Лицом к лицу к ним стоял разгоряченный, но уже не предпринимавший активных действий народ.

Успокоить митингующих попытался все тот же Александр Ефремов, но был многократно помянут по матери, оплеван и облит водой.

Тем не менее, страсти утихали. Руководители демонстрантов предложили своим соратникам немного отдохнуть и подкрепиться, пока они сами пойдут в Кабмин на встречу с вице-премьером – министром социальной политики Сергеем Тигипко и премьер-министром Николаем Азаровым.

Еще никогда украинский парламент не был столь открытым. На его территорию можно было свободно пройти без всяких удостоверений, ведь металлические заграждения были или помяты, или вовсе снесены. Милиционер, стоявший у самого дальнего к месту событий входа на территорию ВР, оценив ситуацию, пропускал граждан сквозь подответственную ему калитку, даже не спрашивая никаких документов.

Вернувшись после переговоров в Кабмине, лидеры митингующих объявили о скором визите к демонстрантам Сергея Тигипко. В ожидании экс-премьера они подогревали толпу пламенными выступлениями. «Мы не можем уйти отсюда, это наша высота и мы ее будем держать до конца»», «Это война и все мы здесь на войне!», «Мы здесь боремся не за кого-то, мы здесь боремся за нас самих!» – эти фразы народ встречал одобрительным гулом.

Атмосфера собрания выгодно отличалась от привычных за последние годы митингов под негласным лозунгом «постоим от десяти до двух за триста гривен». У корреспондента НБН возникли ассоциации с временами Запорожской Сечи: «старшина» на помосте клялась принимать решения только «всем миром» и обещала дать слово любому «черному козаку», постоянные выкрики из толпы, активные перепалки между группками «козаков» и повсеместное обращение на «ты» подчеркивали дух всеобщей бунтарской свободы и равноправия. Отдельные митингующие, успевшие к тому времени принять на душу чекушку, органично дополняли картину.

Едва возникшая иллюзия своеобразного гражданского общества на отдельно взятом гектаре украинской земли развеялась сразу после появления на сцене Сергея Тигипко. Один из лидеров афганцев заявил, что визит вице-премьера под стены ВР является «поступком настоящего человека», чем сразу поверг аудиторию в недоумение.

Сергей Леонидович сказал, что закон №7562 снят с рассмотрения – но лишь до принятия решения по нему рабочей группой, составленной из лидеров афганцев и чернобыльцев, а также представителей Кабмина. Вышеупомянутый лидер демонстрантов в ответ заявил, что все призывы к «штурмам и революциям» неуместны, выразил удовлетворение достигнутыми результатами, а напоследок демонстративно пожал Тигипко руку.

Добрая половина собравшихся была в шоке от его действий. «Это засланный казачок!», «Долой его!», «Нового лидера нам надо!» – в полном соответствии с традициями запорожцев начали кричать отдельные митингующие.

Как часто случалось в истории Низового казачества, старшина, по сути, предала «черноту». Те, кто еще полчаса назад божился принимать решения только всеобщим голосованием, после недолгого совещания в узком кругу призвали митингующих расходиться по домам – дескать, главная цель (временное снятие законопроекта №7562 с рассмотрения) уже достигнута, потому оставаться под Радой смысла нет. Многие демонстранты с таким решением были не согласны, но их никто не слушал.

Впрочем, 20 сентября 2011 года все же должно остаться заметной датой в отечественных политических хрониках. Ведь именно в этот день власть, пожалуй, впервые за свою каденцию, по-настоящему кого-то испугалась.

Автор: Милан Лелич,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.