Иран vs Запад: ситуация накаляется
Поделиться в соц. сетях
Наибольшим военно-политическим раздражителем первых дней нового года, без сомнения, является Иран. Военные демонстрации Тегерана с запуском ракет среднего и дальнего радиуса действия – это, по сути, недвусмысленный сигнал Западу на случай введения новых жёстких санкций. Тем не менее, Европа и США, судя по всему, не собираются отказываться от дополнительных мер в отношении ненавистной исламской республики. Как и прежде, объясняют они это страхами о немирном характере иранской ядерной программы.
Показательные учения Ирана в районе Ормузского пролива, носившие военный характер и продолжавшиеся в течение десяти дней, очевидно, были задуманы как яркая демонстрация боевой мощи на фоне усиливающегося внешнего давления и несмолкаемой критики в адрес пресловутой ядерной программы. США, между тем, продолжают наращивать давление на Иран, к этому же подталкивают Францию, Израиль и других своих союзников.
Главный иранский силовик, генерал Атаолла Салехи выступил накануне с жёстким заявлением, настойчиво рекомендовав американцам больше никогда не возвращаться в Персидский залив. Главнокомандующий армии Ирана отметил, что его страна готова отразить любые угрозы и аккумулировала для этого необходимый военный потенциал. Тегеран распространяется месседжами в духе того, что всем государствам региона, да и вообще всем странам, исповедующим ислам, нужно опираться на дружественный Иран, а не поглядывать в сторону Запада и Америки. Мол, выстраивать с Вашингтоном отношения – значит, терять честь и достоинство, а также потенциальные финансовые выгоды.
Ядерная программа Ирана, как принято считать на Западе, имеет целью создание атомной бомбы. Об этом было прямо сказано в ноябрьском отчете МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии). Официальные же власти Ирана продолжают настаивать на невоенном характере своей ядерной программы, говоря об использовании ядерных технологий в медицинской и энергетической отраслях. Накануне Тегеран объявил о завершении создания собственного топливного стержня и его запуске в тестовом режиме. Стало быть, иранцы преодолели ещё одну ступень в цикле ядерных разработок.
В канун Нового года Иран и США обменялись жёсткими эскападами. Тегеран пообещал перекрыть Ормузский пролив – важнейшую нефтяную артерию региона, обеспечивающую до 40% мировых поставок чёрного золота – в случае введения новых санкций. Ответом Вашингтона стали угрозы о применении военной силы, в случае если будут предприняты попытки блокировать пролив.
В самом Иране можно услышать предположения, что пресловутые маневры являются практической подготовкой на случай, если Ормузский пролив таки будет перекрыт, а Запад заблокирует иранский нефтяной экспорт. Впрочем, череда взаимных обвинений и угроз, возможно, и не перерастёт во что-то более серьёзное. В последние дни Иран осторожно посылает уже совсем иные сигналы: дескать, закрывать пролив никто не станет, однако сценарии реагирования рассматриваются разные.
В конфликт активно вмешивается Израиль. Высокопоставленные чиновники из Тель-Авива вторят призывам Вашингтона ужесточить экономические санкции против исламской республики. Эту идею поддерживает и Франция, также обвиняющая Иран в попытке создать собственное ядерное оружие. Россия, между тем, предполагает, что у Ирана отсутствуют возможности создания межконтинентальных баллистических ракет среднего и дальнего радиуса действия, коих так страшится Запад.
Москва придерживается однозначной позиции: появление новых ракетно-ядерных держав, несомненно, чревато разрастанием военных конфликтов с непредсказуемыми последствиями, однако прямых угроз безопасности со стороны Ирана пока не наблюдается.
В настоящее время в мире разгорается несколько региональных конфликтов между странами – обладателями ядерного оружия и их соседями, стоящими на пороге его создания (Индия – Пакистан, Северная Корея – Южная Корея и, конечно, Иран – Израиль). Таким образом, наше государство может оказаться в ситуации, когда неподалёку от его границ замаячит ядерное оружие, что, безусловно, являет собой реальную угрозу развития глобального военного конфликта.
Военные учения Ирана свидетельствуют о неуверенности руководства страны в выборе дипломатической стратегии. Официальный Тегеран заметно нервничает и, судя по всему, не знает, как себя вести в случае введения новых санкций.
Что, собственно говоря, эти санкции из себя представляют? В первый день нового года президентом США Бараком Обамой был подписан законопроект, предусматривающий в том числе введение дополнительных мер в отношении Ирана. Новый закон гласит, что любая иностранная компания, сотрудничающая с центральным банком исламской республики, будет «отрезана» от финансовой системы США. Также новые санкции почти полностью закрывают доступ нефтеперерабатывающим компаниям к иранской нефти.
Стоит сказать, что некоторое время назад США и ЕС уже задействовали ряд серьёзных санкций. Так, Великобритания прекратила всякое сотрудничество с финансовыми институциями Ирана, а Евросоюз расширил «черный список» физических и юридических лиц, увеличив его на 179 «позиций».
Но и это ещё не всё. Следующей мерой давления на Иран может стать нефтяное эмбарго от ЕС, которое в минувшем декабре принять не удалось (своё согласие не дали Испания, Италия и Греция). Впрочем, если это решение таки будет принято, то удар придётся, прежде всего, по самой Европе. Если Брюссель откажется от нефтяного импорта из Ирана, значительная часть нефтеперерабатывающих заводов Старого Света получит стремительный рост цен на сырьё. Ну, а далее страдать будут уже простые граждане Евросоюза, вынужденные платить за бензин ощутимо больше, чем раньше. В то же время для исламской республики основным нефтегазовым партнёром является Китай, и потеря европейского рынка не станет трагедией.
Между тем, Израиль и США не исключают проведения военной операции против Ирана, в случае если дипломатические и политические средства коммуникации результата не принесут. В то же время представители иранского внешнеполитического ведомства призывают Запад определить дату и место нового этапа переговоров по ядерной проблеме.
Но на данном этапе Брюссель и Вашингтон, очевидно, не считают нужным возобновлять конструктивный диалог с Тегераном. Западные дипломаты кивают в сторону Ирана – дескать, они должны сначала развеять опасения международного сообщества относительно целей своей ядерной программы, а уж потом будет и диалог. Похоже, ситуация заходит в тупик, и чем дело кончится – непонятно.
Глеб Ляшенко Источник: