Возможен ли в Киеве теракт…
Не дай, как говорится, Бог, но кошмарный теракт, случившийся вечером 11 апреля в минском метро, может повториться и в Киеве. Объясню.
Когда где-то происходят подобные трагедии, у нас срочно на них реагируют. Но как? Чисто внешне и валом! Взорвали недавно московский аэропорт “Домодедово”? Уже на следующий день в “Борисполе” появилась куча милиции, даже с собаками! Вот, мол, мы какие молодцы – приняли оперативные меры. А через три-четыре дня уже не было ни милиционеров, ни собак. Мол, все хорошо, прекрасная маркиза.
Но ведь совсем не обязательно было ждать домодедовского теракта, чтобы максимально обезопасить и наши воздушные гавани. Года три-четыре назад на входе в терминал “В” того же “Борисполя” были установлены чувствительные сканеры, через которые пропускали всех – и пассажиров, и провожающих, попутно проверяя интроскопами (рентгеновскими аппаратами) багаж и ручную кладь. Мы с коллегой-фотокором об этом писали.
Да, оборудование несколько усложняло прохождение людей в здание, зато служило надежным фильтром для злоумышленников – понимая, что пронести взрывчатку не удастся, те вряд ли бы стали рисковать.
Но сканеры исчезли так же неожиданно, как и появились. Сегодня их нет ни в терминале “А”, ни в “В”, ни в новом “F”. Кроме зала официальных делегаций и терминала “С” – это те, через которые идут оччччень уважаемые лица, VIPы и прочие крутые господа. А там, где обычные пассажиры – заходи, проноси, закладывай – никаких преград.
…Год назад, в конце марта 2010-го, когда прогремели взрывы в московском метро, руководители киевского метрополитена заверили, что у нас предприняты адекватные меры по недопущению подобных терактов. Мой младший коллега Влад Бережной, облачившись в потешную арафатку и затолкав в сумку какие-то проводки, полушутя-полусерьезно попытался сыграть роль доморощенного террориста, но был остановлен бдительными сотрудниками метро и препровожден в комнату милиции для выяснения личности.
Влад, понятно, прикалывался – настоящий преступник не станет явно проявлять себя, наоборот, постарается остаться незамеченным, не привлечь к себе внимания, затеряться в толпе. Надо было Владу сыграть тоньше, изящнее, и тогда стало бы понятно, что при желании и минимальной маскировке в наше метро можно пронести все, что угодно и заложить где угодно…
Как-то я готовил материал о мерах безопасности к Евро-2012 и предложил собеседникам из силовых структур сыграть в нехитрую оперативную игру: я выступаю в роли потенциального террориста и пытаюсь заложить условную “бомбу” (например, в коробке из-под обуви или торта) в час пик на одной из станций столичного метро, а меня пытаются выявить и задержать. Офицеры замахали руками – мол, только этого еще не хватало, не нужны нам такие эксперименты. Люди добрые, а как вы хотите – чтобы вам настоящий террорист экзамен устроил? И что потом?
…Да, уже сегодня утром, на следующий день после минских событий, в киевском метро можно было увидеть большое количество милиции. Крепкие парни в форме тупо подпирали колонны в вестибюлях и лениво скользили взглядами по пассажирам. Если стояла задача усилить наряды за счет численности, то она выполнена, о чем можно смело отрапортовать вышестоящему начальству. Но разве 5 или 10 милиционеров способны остановить реального террорюгу, который задумал взорвать станцию? Да они его просто не выловят в толпе.
Может, надо подумать о другом – например, так рассчитать движение поездов, чтобы на узловых, пересадочных станциях (“Крещатик”, “Театральная”, “Золотые ворота”, другие) встречные составы не прибывали одновременно, и толпы с двух сторон не устремлялись к эскалаторам, создавая давку, вызывая нервозность и суету, потому что вместо двух “бегущих дорожек” часто работает всего одна?!
Между переходами иногда можно увидеть скучающих сотрудников охраны в черной форме – чем они занимаются? О сонных дежурных в пластиковых “стаканах” вообще не говорю – в чем состоит их функция, лично для меня тайна велика сия есть. Неужели только в том, чтобы включать время от времени магнитофонные записи с просьбой “подбирать полы длинной одежды”, и “совсем маленьких детей держать на руках”? Кто подсчитывал, во что обходится содержание бездельников?
Разве не правильнее было бы направить эти деньги на закупку современных видеокамер, сканеров, детекторов, датчиков на взрывоопасные вещества, прочих средств наблюдения и контроля, которые давно существуют на Западе? Нет, у нас готовы запустить в метро хоть полк патрульно-постовой службы и отрапортовать: пути террористам перекрыты, все хорошо, спите спокойно. И думать не надо.
Ребята, не ждите, чтобы вас (и нас) жареный петух клюнул. Умные учатся на своих ошибках. А мудрые – на чужих.
Александр Ильченко